Положение и вопросы ведения
УТВЕРЖДЕНО
решением Комитета Государственной Думы
по безопасности и
противодействию коррупции
(протокол № 15/8 от 17 января 2017 года)
ПОЛОЖЕНИЕ
о Комитете Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
по безопасности и противодействию коррупции
1. Общие положения
1.1. Комитет Государственной Думы безопасности и противодействию коррупции (далее ‑ Комитет) является постоянным действующим структурным подразделением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее ‑ Государственная Дума).
1.2. Порядок деятельности Комитета определяется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Регламентом Государственной Думы и настоящим Положением.
1.3. Порядок формирования состава Комитета определяется Регламентом Государственной Думы.
1.4. Деятельность Комитета основывается на принципах свободы обсуждения и гласности.
1.5. Правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Комитета осуществляет Аппарат Государственной Думы.
2. Основные задачи Комитета
Основными задачами Комитета являются:
2.1. внесение предложений по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию и проекта календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц, а также внесение предложений о включении законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;
2.2. предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной Думой;
2.3. подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;
2.4. подготовка заключений, предусмотренных частью седьмой статьи 112 Регламента Государственной Думы, и направление их субъекту (субъектам) права законодательной инициативы;
2.5. подготовка проектов постановлений Государственной Думы и проектов документов, которые принимаются или утверждаются постановлениями Государственной Думы;
2.6. рассмотрение и исполнение поручений Председателя Государственной Думы и его заместителей, Совета Государственной Думы, Государственной Думы;
2.7. подготовка запросов в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с решением Государственной Думы;
2.8. подготовка проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы;
2.9. организация и внесение предложений о проведении парламентских слушаний, конференций, совещаний, "круглых столов" и участие в их работе;
2.10. подготовка заключений и предложений по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
2.11. анализ реализации законодательства по вопросам, относящимся к ведению Комитета, в том числе комплексное исследование федерального законодательства в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции;
2.12. рассмотрение обращений граждан, в том числе изучение, анализ и обобщение поступающих в Комитет документов и иных материалов о коррупции и противодействии коррупции и информирование депутатов Государственной Думы о результатах этой работы;
2.13. решение вопросов организации своей деятельности.
3. Основные функции Комитета
Для решения задач, указанных в разделе 2 настоящего Положения, Комитет:
3.1. вносит предложения по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию, проекта календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц, о включении законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию, в проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание по вопросам, относящимся к ведению Комитета;
3.2. утверждает план работы Комитета;
3.3. осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;
3.4. осуществляет подготовку проектов постановлений Государственной Думы и проектов документов, которые принимаются или утверждаются постановлениями Государственной Думы;
3.5. готовит и вносит на рассмотрение Государственной Думы материалы, необходимые при прохождении законопроектов на всех стадиях их рассмотрения, в соответствии с требованиями Регламента Государственной Думы, размещает указанные материалы в соответствующей автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности;
3.6. принимает решение о направлении законопроекта в государственные органы, другие организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной экспертизы и независимой экспертизы законопроекта;
3.7. направляет законопроекты, проекты постановлений, заявлений и обращений Государственной Думы в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для проведения правовой и лингвистической экспертизы;
3.8. приглашает на свои заседания и заседания рабочих групп представителей соответствующих субъектов права законодательной инициативы ‑ авторов законопроектов, авторов поправок к законопроектам или их официальных представителей, а при необходимости независимых экспертов ‑ представителей иных организаций;
3.9. принимает решение о необходимости проведения парламентских слушаний, вносит эту инициативу на рассмотрение Совета Государственной Думы и по его решению организует и проводит их в порядке, определяемом Регламентом Государственной Думы;
3.10. вносит на заседания Совета Государственной Думы предложения о приглашении парламентских делегаций иностранных государств или о направлении делегаций в составе группы депутатов Государственной Думы ‑ членов Комитета, государственных гражданских служащих аппарата Комитета и государственных гражданских служащих Аппарата Государственной Думы за пределы территории Российской Федерации в целях обмена опытом парламентской деятельности, развития сотрудничества с парламентами иностранных государств;
3.11. взаимодействует по вопросам своего ведения с органами государственной власти, органами местного самоуправления, Общественной палатой Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, а также со структурными подразделениями Аппарата Государственной Думы
3.12. взаимодействует с аналогичными структурами в парламентах иностранных государств;
3.13. имеет свой сайт (web-страницу) в информационно-коммуникационной сети Государственной Думы.
4. Состав, структура и общий порядок работы Комитета
4.1. Комитет образуется из числа депутатов Государственной Думы.
Состав Комитета и изменения в нем определяются Государственной Думой.
4.2. Члены Комитета обязаны присутствовать на заседаниях Комитета. О невозможности присутствовать на заседаниях Комитета по уважительной причине члены Комитета заблаговременно информируют председателя Комитета.
4.3. Деятельность Комитета осуществляется в соответствии с примерной программой законопроектной работы Государственной Думы, календарем рассмотрения вопросов Государственной Думой и планами работы Комитета на период очередной сессии.
4.4. Комитет может создавать рабочие группы из числа членов Комитета, приглашать для участия в их работе представителей других комитетов, государственных органов и иных организаций (по согласованию).
4.5. Для осуществления своих функций Комитет проводит заседания в соответствии с Регламентом Государственной Думы, информируют депутатов ‑ членов Комитета о дате, месте и времени проведения заседаний Комитета и о рассматриваемых вопросах.
4.6. Внеочередное заседание Комитета созывает председатель Комитета по своей инициативе, а в случае его отсутствия первый заместитель (заместитель) председателя, исполняющий его обязанности.
4.7. Комитет может инициировать, проводить совместные заседания, конференции, совещания с участием двух и более комитетов или, соответственно, участвовать в их работе.
4.8. Комитет создает Экспертный совет, действующий на основании положения, утвержденного Комитетом.
4.10. Председатель Комитета:
представляет Комитет во взаимоотношениях с субъектами права законодательной инициативы, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счетной палатой Российской Федерации, с общественными объединениями, другими организациями, с соответствующими органами парламентов иностранных государств, с международными организациями, а также с Председателем Государственной Думы и его заместителями, Советом Государственной Думы, комитетами и комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации;
распределяет обязанности между первыми заместителями (заместителями) председателя Комитета;
вносит предложения о количестве и составах рабочих групп и о порядке их работы;
направляет своим первым заместителям (заместителям) законопроекты и иные документы и материалы, поступившие в комитет, для рассмотрения и подготовки предложений;
уведомляет о месте и времени очередного заседания комитета как правило не менее чем за двое суток членов Комитета, а также заблаговременно информирует об этом других депутатов Государственной Думы и иных участников заседания;
созывает внеочередное заседание Комитета;
ведет заседания Комитета, подписывает протоколы заседаний и решения Комитета;
в случае своего отсутствия поручает исполнение обязанностей председателя Комитета одному из своих первых заместителей (заместителей);
координирует деятельность рабочих групп, решает другие вопросы внутреннего распорядка деятельности комитета;
осуществляет общее руководство деятельностью аппарата комитета;
представляет к назначению на должность и к освобождению от должности руководителя аппарата Комитета и других федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы (далее - гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы) в аппарате комитета, в соответствии со структурой и штатным расписанием Аппарата Государственной Думы;
поручает первым заместителям (заместителям) подписывать ответы на обращения граждан, рассмотренные в соответствии с частью первой статьи 29 Регламента Государственной Думы; принимать решения о прекращении переписки с гражданами в случае, предусмотренном частью 5 статьи 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
подписывает заключения, предусмотренные частью седьмой статьи 112 Регламента Государственной Думы.
4.11. Первые заместители (заместители) председателя Комитета по поручению председателя Комитета:
представляют Комитет во взаимоотношениях с общественными объединениями, другими организациями, с соответствующими органами парламентов иностранных государств, с международными организациями;
координируют деятельность рабочих групп;
рассматривают законопроекты и иные документы и материалы, поступившие в Комитет;
замещают председателя Комитета в его отсутствие.
4.12. Члены Комитета по поручению председателя Комитета:
представляют Комитет во взаимоотношениях с общественными объединениями, другими организациями, с соответствующими органами парламентов иностранных государств, с международными организациями;
участвуют в деятельности рабочих групп;
рассматривают законопроекты и иные документы и материалы, поступившие в Комитет.
5. Порядок проведения заседаний Комитета
5.1. Заседания Комитета проводятся открыто, если Комитет не примет решение о проведении закрытого заседания.
5.2. Депутаты, не входящие в состав Комитета, могут присутствовать на заседаниях Комитета с правом совещательного голоса.
5.3. На заседании Комитета могут присутствовать полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, внесших в Государственную Думу законопроекты, которые рассматриваются на данном заседании, а также статс-секретари ‑ заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти, представители заинтересованных государственных органов.
5.4. На заседание Комитета могут быть приглашены должностные лица органов государственной власти.
На заседании Комитета могут присутствовать государственные гражданские служащие аппарата Комитета, ответственные за подготовку вопроса к рассмотрению Комитетом, а также представители Правового управления Аппарата Государственной Думы (по согласованию).
5.5. На заседание Комитета могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации.
5.6. Заседание Комитета проводится, если на начало заседания зарегистрировано более половины от общего числа членов Комитета.
5.7. Решения Комитета принимаются открытым голосованием. Решения Комитета принимаются большинством голосов от общего числа членов Комитета, присутствующих на заседании Комитета.
5.8. Проведение закрытых заседаний Комитета проводится в соответствии с Регламентом Государственной Думы.
5.9. Заседания Комитета проводит председатель Комитета, а в отсутствие председателя Комитета по его поручению - один из его первых заместителей (заместителей).
5.10. Председательствующий на заседании Комитета:
руководит общим ходом заседания;
предоставляет слово для выступления;
проводит голосование и оглашает его результаты;
контролирует работу аппарата Комитета, ведение протокола и (или) стенограммы заседания;
удостоверяет протокол и стенограмму заседания своей подписью;
обеспечивает выполнение организационных решений Комитета.
6. Вопросы ведения Комитета
6.1. Предварительное рассмотрение и подготовка к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и проектов постановлений палаты по следующим вопросам:
6.1.1. О статусе и правовом регулировании деятельности:
Министерства внутренних дел Российской Федерации,
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Федеральной службы исполнения наказаний;
Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации;
Службы внешней разведки Российской Федерации;
Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
Федеральной службы охраны Российской Федерации;
Федеральной таможенной службы;
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
Следственного комитета Российской Федерации;
Прокуратуры Российской Федерации;
Федеральной службы войск национальной гвардии.
6.1.2. О борьбе с организованной, транснациональной преступностью, наркобизнесом, терроризмом, экстремизмом, контрабандой и коррупцией.
6.1.3. Об обеспечении общественной безопасности, защиты граждан и общества от преступных посягательств.
6.1.4. Об оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов и специальных служб.
6.1.5. О расходах федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной безопасности и правоохранительной деятельности в Российской Федерации.
6.1.6. Об обеспечении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее границ и континентального шельфа.
6.1.7. Об обеспечении экономической безопасности Российской Федерации.
6.1.8. Об обеспечении ядерной и радиационной безопасности.
6.1.9. Об основах обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.
6.1.10. Об информационной безопасности личности, общества и государства (защита информации, составляющей государственную, служебную и коммерческую тайну, защита персональных данных, информационно-психологическая безопасность человека).
6.1.11. Об основах предупреждения преступности, привлечения населения к охране правопорядка, профилактики девиантного поведения, представляющего угрозу безопасности граждан и общества (наркомания, преступность несовершеннолетних, алкоголизм).
6.1.12. Об Уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации.
6.1.13. Об обеспечении безопасности федеральных органов государственной власти и должностных лиц судебных, правоохранительных и контролирующих органов.
6.1.14. Об обеспечении государственной защиты потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству.
6.1.15. О защите основ конституционного строя, прав, законных интересов и личной безопасности граждан при чрезвычайных обстоятельствах.
6.1.16. О правовом режиме чрезвычайного положения.
6.1.17. О совершенствовании правовых механизмов, обеспечивающих предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с катастрофами природного и техногенного характера.
6.1.18. О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее интеграции с аналогичными системами иностранных государств.
6.1.19. О пожарной безопасности.
6.1.20. О регулировании оборота, хранения, использования оружия и боеприпасов и специальных средств.
6.1.21. О государственной охране.
6.1.22. О ведомственной охране, частной охранной и детективной деятельности.
6.1.23. О социальной защите и пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную и правоохранительную службу в органах, учреждениях и войсках ведомств, входящих в систему безопасности Российской Федерации, а также членов их семей.
6.1.24. О противодействии коррупции.
6.2. Участие в подготовке к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и (или) проектов постановлений палаты по следующим вопросам:
6.2.1. О миграционном и иммиграционном режиме, правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации, въезде в Российскую Федерацию и выезде граждан из Российской Федерации, регистрации граждан Российской Федерации.
6.2.2. О технологической безопасности.
6.2.3. О социальной безопасности (ответственность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за ненадлежащее исполнение обязанностей, повлекшее ухудшение условий и снижение уровня жизни населения в целом, а также отдельных социальных групп).
6.2.4. О коллективной безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств, Организации Договора о коллективной безопасности.
6.2.5. О ратификации международных договоров в сфере национальной безопасности.
6.3. Рассмотрение иных вопросов.
6.3.1. Участие в обобщении правоприменительной практики деятельности специальных служб в целях прогнозирования и своевременного выявления и нейтрализации внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации.
6.3.2. Участие в совершенствовании законодательных основ формирования системы экономической безопасности.
6.3.3. Участие в разработке правовых основ геополитических интересов Российской Федерации, направленных на укрепление национальной безопасности Российской Федерации (правовые меры противодействия геополитическим устремлениям иностранных государств, которые могут нанести ущерб внутренней и внешней безопасности, национальному достоянию и другим государственным интересам Российской Федерации, включая сферу международных отношений).
6.3.4. Участие в разработке модельных (рекомендательных) законодательных актов для государств ‑ участников Содружества Независимых Государств, ОДКБ в сфере безопасности.
7. Аппарат Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции
7.1. Аппарат Комитета является самостоятельным структурным подразделением Аппарата Государственной Думы и осуществляет правовое, организационное, информационно-техническое и иное обеспечение деятельности Комитета.
7.2. Руководитель аппарата Комитета, его заместители и государственные гражданские служащие аппарата Комитета назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению председателя Комитета.
7.3. Деятельность руководителя аппарата Комитета направляется и координируется председателем Комитета, а в период отсутствия председателя Комитета ‑ его заместителем, исполняющим обязанности председателя Комитета.
7.4. Аппарат Комитета формируется из государственных гражданских служащих, обеспечивающих работу Комитета, а также работу группы делопроизводства и организационно-технического обеспечения работы Комитета.
7.5. Деятельность аппарата Комитета, права, обязанности и ответственность гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в Аппарате Комитета определяются законодательством Российской Федерации, Положением об Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Служебным распорядком Аппарата Государственной Думы, распоряжениями Председателя Государственной Думы, решениями Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы и распоряжениями Руководителя Аппарата Государственной Думы, настоящим положением, а также Положением об аппарате Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции.
Председатель Комитета В.И.Пискарев